Реализуемые технологии:
Технология раннего выявления семей с детьми, находящихся в социально опасной ситуации или иной трудной жизненной ситуации, — это рациональная последовательность форм, методов и средств работы по выявлению семей с детьми, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия.
Технология пошаговой работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, в которой выявлены нарушения внутрисемейных отношений:
1 шаг – взаимодействие специалиста с семьей;
2 шаг – сотрудничество специалистов с семьей;
3 шаг — изменение семьи;
4 шаг – реабилитация семьи;
5 шаг – обновление семьи;
6 шаг – включение семьи в социальное пространство.
Технология социальной поддержки многодетных, неполных семей, состоящих на учете в центре (раскрытие перед членами семьи их скрытых резервных возможностей, ориентирование членов семьи на самостоятельное решение имеющихся проблем конструктивным образом).
Основные направления социальной поддержки семей:
— диагностическая работа;
— просвещение и профилактика;
— консультативная работа;
— правовая защита;
— оказание социально-экономической помощи;
— профориентация и трудоустройство;
— организация досуговой деятельности и содействие в оздоровлении детей.
Технология формирования у подростков из семей, находящихся в социальной опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, высокой степени готовности к семейной жизни – это комплексный подход по формированию представлений о качестве родительства у подростков, включает в себя четыре модуля воздействия:
– первый модуль посвящен информированию подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах, а также об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье;
— второй модуль касается формирования ценностей здорового образа жизни, обсуждения вопросов начала половой жизни и ответственности;
— третий модуль посвящен развитию свойств и качеств личности подростков, необходимых для их успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени;
— четвертый модуль нацелен на обучение подростков необходимым для самостоятельной жизни социально-бытовым умениям и навыкам, в том числе навыкам кулинарии, ведения домашнего хозяйства, а также информирования их о существующих у различных народов семейных традициях, праздниках и обрядах.
Технология медиации — примирение конфликтующих сторон среди воспитанников, проходящих реабилитацию в учреждении, их родителей (лиц их заменяющих), сотрудников учреждения. Технология предназначена для несовершеннолетних старше 11 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, склонных к конфликтам вследствие несформированности у них навыков общения, взаимодействия с другими людьми, культурных форм завоевания авторитета.
Работа по разрешению конфликта происходит в три этапа:
- Предварительная встреча с каждой из сторон конфликта.
- Примирительная встреча.
- Последующая работа по ресоциализации (восстановлению позитивных социальных связей).
Продолжительность одной встречи не превышает 60 мин. Число примирительных встреч может увеличиваться. Посредник (медиатор) вправе проявлять самостоятельность в выборе методов работы.
Основные принципы восстановительного процесса:
— добровольность участия;
— информированность сторон;
— нейтральность медиатора;
— конфиденциальность;
— ответственность сторон и медиатора;
— заглаживание вреда обидчикам.